(no subject)

Историческая библиотека «Руниверс» открывает новый проект «Картография» - уникальное собрание 3700 старинных карт и 23 атласов.

Проект «Картография» представляет уникальную коллекцию из 3723 карт и атласов, которые впервые появляются в свободном доступе для любителей истории (http://www.runivers.ru/mp/).

Собрания старинных карт так же необходимы, как необходимы собрания исторических документов. Старинные карты дают представление о путях развития науки, техники и технологии, изобразительного искусства. Более того, они сами давно стали произведениями искусства благодаря цветовым решениям, изяществу шрифтов, большому числу сопровождавших карты гравюр, множеству изящных картушей, изображавших реальные и мифологические сюжеты.

«В России, к сожалению, до сих пор в научный оборот введен лишь совсем малый процент старинных карт: военных, топографических, навигационных, тематических и других, – полагает профессор МГУ, знаменитый советский и российский географ-картограф Александр Берлянт. – Поэтому возвращение в научный обиход карт, которые раньше видели только историки, очень важная задача – ее и решает «Руниверс». Нужны не только собрания карт, относящихся к разным историческим эпохам, но и тематические сборники старинных карт. Следует прочно усвоить, что новое возникает не в отмену старому, а как его продолжение, как развитие прежних идей. Это важнейшая закономерность».

В рамках проекта «Картография» «Руниверс» публикует уникальные атласы, среди которых первый исторический атлас в России, составленный на основании истории Карамзина. В хорошем качестве выложены красочные исторические планы столичного города Санкт-Петербурга с 1714-го по 1839 год.

В проект «Картография» постепенно будут добавляться малознакомые широкому кругу читателей старинные карты.


Collapse )

(no subject)

Цветные фотографии Первой мировой войны
Французские зенитчики готовятся к отражению воздушной атаки
Французские зенитчики готовятся к отражению воздушной атаки - 16 (© Руниверс)

Первая мировая война, которая началась 28 июля 1914 года, стала одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Страны-участницы потеряли  убитыми более 10 млн солдат. Потери среди мирных жителей составляли 12 млн убитыми, около 55 млн были ранены.

Кроме того, голод и эпидемии, последовавшие за началом военных действий, стали причиной гибели, как минимум, 20 миллионов человек. Итогом войны стал очередной передел Европы, распад четыре империи: Российской, Австро-Венгерской, Османской и Германской.

Многое на той общеевропейской бойне было впервые или почти впервые. Применение химического оружия, танков, авиации, воздушных бомбардировок, подводной борьбы на море.

А ещё это была первая война, которая была запечатлена на фотопленку в цвете. Особенно отличились французские фотографы, где военными корреспондентами стали мастера автохрома из группы Альберта Кана: Jean-Baptiste Tournassoud, Jules Gervais-Courtellemont, Leon Gimpel, Paul Castelnau. Hans Hildenbrand.

(no subject)

Царь Иоанн Грозный

Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, памятниках зодчества


Читать книгу


Издательство: Тип. тов. М.О. Вольф

Место издания: СПб

Год издания: 1904

Иван IV Васильевич Грозный (1530 – 1584). Великий князь «всея Руси» (с 1533 г.), первый русский царь (с 1547 г.), сын Василия III. С конца 40-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г. Провел реформы управления и суда (Губная, Земская и др.). Покорил Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. Для укрепления самодержавия и усиления централизации государства  в 1565 г. ввел опричнину. Вел Ливонскую войну (1558 – 1583). При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве. Началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми репрессиями.

Настоящее издание – наглядная иллюстрация эпохи и царствования Ивана Грозного.

(no subject)

Бартенев С. П.

Московский Кремль в старину и теперь. Книга вторая. Государев двор в Московском Кремле. Дом Рюриковичей


Читать книгу

Оригинальное название: Московскiй Кремль въ старину и теперь.
Издательство: Синодальная типография
Место издания: М.
Год издания: 1912
Количество страниц: 366 с.

Предлагаемое исследование состоит из двух книг.  Первая включает исторический очерк кремлевских укреплений, в котором рассказывается о первоначальных кремлевских укреплениях; укреплениях Кремля Юрия Долгорукого; кремлевских укреплениях князя Ивана Даниловича Калиты; каменных стенах и башнях князя Дмитрия Ивановича Донского; постройке новых укреплений великим князем Иваном Васильевичем III; укреплениях XVI,  XVII, XVIII и XIX столетий. Вторая часть первой книги рассказывает о том, как выглядят кремлевские стены и башни, современные автору. Книгу сопровождают 359 рисунков.

Вторая книга включает рассказы о древнейшем кремлевском княжеском дворе; о кремлевском великокняжеском дворе в XIV и первой половине XV века; о государевом дворе в Кремле при великом князе Иоанне III Васильевиче; при великом князе Василии Ивановиче; при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном; при царе Федоре Иоанновиче; при царе Борисе Федоровиче Годунове; при царе Федоре Борисовиче Годунове; при царе Дмитрии Иоанновиче Самозванце; при царе Василии Ивановиче Шуйском; о государевом дворе в Кремле в лихолетье московской разрухи. Книга содержит 347 рисунков.

(no subject)

В праздничные майские дни компания «Транснефть» и исторический проект «Руниверс» представляют для просмотра оригинальную версию документальной киноэпопеи «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ».

обложка_неизввойна

Документальная киноэпопея «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ» была создана по инициативе американского кинопродюсера Фрэда Виннера. Он захотел рассказать о той войне в Европе, о которой мало знали в Америке, поэтому название этого сериала в США «The Unknown War» («Неизвестная война»).

Знаменитый советский кинорежиссер Роман Кармен стал художественным руководителем картины. Он снимал Великую Отечественную войну как очевидец с первого и до последнего дня. С американской стороны в фильме принял участие Берт Ланкастер – тогда суперзвезда Голливуда и фронтовик, воевавший в Северной Африке в авиационных частях.

Во время съемок споров было немало – каждая съемочная группа пыталась отразить свою точку зрения. Американцы не могли, например, понять, почему севастопольский матрос, бросающийся под танк со связкой гранат, – герой, для них он были камикадзе. Очень большие споры вызвал фильм об освобождении Польши. «Возможно, это были самые сложные переговоры. Я сказал: «Все, довольно, я ухожу. Мы не разместим такую серию на телевидении, если она будет неверной с западной точки зрения», – вспоминал Фрэд Виннер. А советские режиссеры не могли понять, как могут снимать фильм про войну и диктовать им свою точку зрения люди, которые не знают, где находится Брест.

В Америке все 20 серий прошли с оглушительным успехом. Американские зрители писали письма в Москву в разгар холодной войны. Режиссер Тенгиз Семенов вспоминал: «Женщина подошла ко мне, вся в слезах, и говорит: «Вы мне открыли глаза, я никогда не думала, что советские женщины тоже плачут, когда у них умирают дети». Для советского зрителя этот сериал тоже стал откровением: было непривычно увидеть с помощью документального кино, что война не только ратный подвиг, но страдания, боль многих людей не только на фронте.

До недавнего времени на русском языке существовала только одна, «советская» версия киноэпопеи. При содействии компании «Транснефть» был осуществлен перевод на русский язык оригинальной версии «Неизвестной войны». Теперь все 20 фильмов доступны в хорошем разрешении всем желающим.

Председатель правления, президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев

«Публикация фильма на сайте Руниверс выводит проект на качественно новый уровень: теперь обновленное издание сериала становится доступным самой широкой зрительской аудитории. Убежден, что проекту и далее будет сопутствовать успех, и искренне желаю всем зрителям этого честного, правдивого сериала вновь ощутить гордость за бессмертный подвиг народа, проникнуться стремлением к беспристрастной исторической истине, двигавшим его создателями».

(no subject)

Описание коронации Ее Величества Императрицы и Самодержицы Всероссийской Анны Иоанновны торжественно отправленной в царствующем граде Москве 28 апреля 1730 году


Читать книгу

Анна Иоанновна (1693 – 1740), российская императрица с 1730 г., племянница Петра I, герцогиня курляндская с 1710 г. Возведена на престол Верховным тайным советом, стремившимся ограничить самодержавие в России. Согласившись сначала на условия «верховников», Анна уничтожила Верховный тайный совет и объявила себя самодержавною. Фактическим правителем при ней был Э.И. Бирон.

В настоящем издании описана церемония коронации Анны Иоанновны. Книга снабжена иллюстрациями, представляющими обстановку и атрибуты коронации.



(no subject)

Альбом видов русских городов и картин замечательных событий из русской истории

Читать книгу

Небольшой альбом, который прилагался к книге Святая Русь, знакомит читателя с картинами некоторых событий русской истории и видами русских городов. Здесь представлены следующие события: Убиение Аскольда и Дира Олегом. Воззвание Минина к народу в 1611 г. Князь Пожарский, 1610 г. Восстание Москвы на самозванца Лжедмитрия под предводительством Шуйского. Осада Троице-Сергиевой лавры поляками, 1608 г. Кровопролитная битва на Куликовом поле. Битва с шведской эскадрой у Гангута, 1714 г. Гибель шведской армии в 1709 г. Памятник Полтавской битвы.


В альбоме представлены следующие города и монастыри: Кременец Волынской губернии, Вильна, Витебск, Архангельск, общий вид Соловецкого монастыря, Мезень Архангельской губернии, Вологда, Спасо-Суморин монастырь в г. Тотьме Вологодской губернии, Великий Устюг Вологодской губернии, Петрозаводск Олонецкой губернии, Новгород, Старая Русса Новгородской губернии, главная улица Миллионная в Твери, Торжок Тверской губернии, Калязин Тверской губернии, Старица Тверской губернии, Иваново-Вознесенск Владимирской губернии, Ярославль, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове в г. Ярославле, Рыбинск Ярославской губернии, Углич Ярославской губернии, Пошехонье Ярославской губернии, Тула, Белев Тульской губернии, Ливна Орловской губернии, Чистополь Казанской губернии, Царицын Саратовской губернии, Чугуев Харьковской губернии, Кишинев Бессарабской губернии, Екатеринослав, Новочеркасск, Старочеркасск, Одесса Херсонской губернии, Севастополь Таврической губернии, Тифлис, Эривани, Иркутск.

(no subject)

Татищев С. С.

Император Александр II. Его жизнь и царствование

Читать книгу

Александр II (1818 – 1881) – российский император с 1855 г. Старший сын Николая I. В 1861 г. в значительной степени благодаря его последовательности был устранен корень всех зол, терзавших Россию, – многовековое крепостное право, затем подготовлен и проведен целый комплекс реформ: судебная, земская и многие другие, открывавшие путь к созданию нового, более прогрессивного государственного устройства. В царствование Александра II завершилось присоединение к России Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865 –1881). На жизнь Александра II был совершен ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880), убит народовольцами.

Автор настоящего фундаментального труда Татищев Сергей Спиридонович видит свою задачу в том, «чтобы собрать воедино многочисленные свидетельства об отдельных моментах и эпизодах жизни и деятельности государя Александра Николаевича и, дополнив их собственными изысканиями, составить точный и по возможности полный прагматический свод событий его царствования и личного в них участия или воздействия на них императора в области политики как внутренней, так и внешней».

В основание своей работы автор положил материалы, изученные им в Государственном и Главном Санкт-Петербургском архиве министерства иностранных дел, в архивах Государственного совета, бывшего III отделения Собственной Его Величества канцелярии, в Военно-ученом архиве Главного штаба. Кроме того, автор имел доступ в некоторые архивы иностранных государств и частные архивы.

(no subject)

49 редких и старинных детских книг впервые опубликованы в Интернете, в исторической библиотеке «Руниверс»


Проект «Детская иллюстрированная книга» содержит уникальную коллекцию редких книг XVIII – XX веков, которые были специально отобраны из различных частных коллекций. Читатель сможет с ее помощью познакомиться со страницами первых книг для детей, рассмотреть иллюстрации знаменитых художников.

Художник Борис Кустодиев представлен в нашей коллекции иллюстрациями к книге «Шесть стихотворений» Некрасова. Театральный декоратор, художник Мстислав Добужинский проиллюстрировал книгу Юрия Олеши «Три толстяка», Ганса Христиана Андерсена «Свинопас»» и Николая Лескова «Тупейный художник». Наконец, один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации Владимир Конашевич дебютировал в детской книге еще в 1918 году, когда была издана «Азбука в рисунках Вл. Конашевича» – она также есть на сайте.

По словам научного куратора этого проекта, заведующей отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ Ирины Великодной, первые тиражи книг XVIII века были не велики, всего 600 – 800 экземпляров. Они расходились по дворянским библиотекам и сейчас представляют огромную ценность. Позже, уже в середине XIX века, такие книги приобретали для своих детей те, кто стремился к образованию: и разночинцы, и купцы, и другие заинтересованные люди.

Само понятие «детская книга» начало формироваться в России только к середине XVIII века. Дети семнадцатого столетия читали разного рода рукописные буквари, хотя первая печатная Азбука Ивана Федорова появилась еще в 1574 году. Понятия «книжки с картинками», что теперь является нормой в оформлении детской книги, в то время не существовало как такового.

Только в XIX веке наступил «золотой век» русской детской литературы. Не только писатели и поэты той эпохи активно создавали произведения для детей, но и художники стремились специально работать для детских книг. Тогда иллюстрации могли продаваться отдельно от текста и вклеиваться владельцами уже самостоятельно. Часто гравированные картинки были раскрашены от руки акварелью. Раскрашиванием могли заниматься и сами дети, и их родители за совместным прочтением книги всей семьей в гостиной.

Детская иллюстрированная книга начала XX века уже стала предметом искусства, появилось понятие «авторская книга». В детской книге художник и автор текста заняли равные позиции, а иногда художнику отводилась даже главенствующая роль. Эпоха модерна, символизма запечатлена и в детских иллюстрированных изданиях. Детская иллюстрированная книга этой эпохи принесла немеркнущую славу русскому искусству.

Интересные книги в нашей коллекции
Книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению»



Самая старая книга в нашей коллекции, является и одной из первых книг для детей и юношества, написанной живым русским языком.
В первой части этой книги были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Книга была подготовлена по указанию Петра I, поэтому она была еще и пособием по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенных царем в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер. Фактически это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость. Эта книга на долгие годы стала руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. О популярности этого издания можно судить хотя по тому, что только в 1717 году книга была переиздана дважды и подвергалась переизданиям вплоть до конца XIX века.

Книга «Азбука Вл. Конашевича»


«Азбука», изданная Товариществом Р. Голике и А. Вильборг в 1918 году, была первой работой с детской книгой одного из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации Владимира Конашевича. Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Конашевич создал книгу, выстроенную при помощи крупных изображений предметов и животных, нарисованных акварелью. Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

Книга «Правила учтивости и благопристойности, представленные в примерах, могущих возбудить в детях желание быть добрыми и умными»


В конце XVIII века известный издатель Николай Новиков не без сожаления отметил, что «между некоторыми неудобствами в воспитании одно из главнейших в нашем отечестве есть то, что детям читать нечего». Издатель Август Семен постарался восполнить этот пробел и выпустил книгу «Правила учтивости…», выбрав оригинальный формат, напоминающий небольшой детский альбом. Слева располагается иллюстрация, справа – сопровождающий ее текст. Всего в этой книге десять правил «учтивости и благопристойности». На первый взгляд нам покажется, что этого совсем недостаточно. Но, вчитываясь в эти правила, читатель понимает, что выбраны те, без которых невозможно обходиться ни одного дня.

Книга «Наш журнал»


В 1915 году газета «Речь» обратилась к своим взрослым читателям с просьбой присылать детские рисунки и подписи к ним, обещая, что она «отнесется к присланному материалу со всей возможной бережностью и любовью». Основной задачей детей было нарисовать любые картинки, проиллюстрировать какие-то тексты или просто прислать собственные сочинения. Поэтому в книгу вошли небольшие рассказы, загадки, рисунки с подписями и без них, стихи. Письма начали приходить со всей России, и в результате была создана необычная книга, авторами которой являются дети. Художественные работы высоко оценили мастера той эпохи. Например, знаменитый русский художник, иллюстратор Мстислав Добужинский так отозвался об этом издании: «От души сочувствую „Журналу“ детей; детские рисунки – лучшее наслаждение для художника».


Книга «Новая игра для детей и картины природы и искусств, с присовокуплением нравственных стихотворений»

В начале XIX века для детей издавались книги, которые предполагали активное участие самих детей в познании предмета, описываемого в книге. Такой тип издания захватывал детское воображение, направлял его в сторону познания и помогал глубже изучить сам предмет. Например, к описанию Земли прилагались складные глобусы, которые ребенок должен был собрать или склеить. Азбуки продавались напечатанные на отдельных листах, и надо было их разрезать, чтобы получить карточки с изображением каждой буквы.В этой книге помещена иллюстрация, каждый лист которой демонстрирует некий сюжет, который может быть разрезан на шесть частей, пронумерованных по верхнему полю гравюры. Таким образом, если разрезать все иллюстрации по указанным линиям, получается 36 карточек-дощечек. А при разном соединении этих дощечек можно «представить глазам более двух сот тысяч видов»!